Что такое гибус позвоночника

Лечение реберного горба при сколиозе у детей выполняет Виссарионов С.В

Что такое гибус позвоночника

Если сколиоз — крест ортопедии, то больной несет его на реберном горбе. А вместе с ним — все тяготы и мучения, связанные с болезнью. По статистике, именно детям чаще всего выпадает эта участь.

Чтобы понять, что такое реберный горб, почему он возникает и возможно ли от него избавиться, необходимо немного углубиться в медицинскую теорию.

статьи:

Все начинается со сколиоза!

Реберный горб — это не самостоятельное заболевание, а следствие сколиоза, самой распространенной патологии позвоночника.

Во фронтальной проекции (плоскость спины) позвоночник должен быть абсолютно прямым. Человек с правильной осанкой, когда встает спиной к стене, одновременно касается ее крайними точками затылка, лопаток и ягодиц.

Смещение вправо или влево — признак патологии. Имя ей – сколиоз, в переводе с греческого — «кривой».

Характерным признаком сколиоза второй степени является реберный горб.

Причины сколиоза

По статистике в 80% случаев диагностируется сколиоз идиопатический — то есть, возникший по неизвестным медицине причинам.

Врожденный сколиоз (5%)—следствие патологий внутриутробного развития.

Остальные 15%—приобретенные формы сколиоза, причина которых

  • Перенесенные заболевания, вызвавшие ослабление мышечного корсета (рахит).
  • Интенсивный рост.
  • Травмы.
  • Поражения нервных корешков позвоночника.
  • Постоянное нахождение в  неправильных позах.

Стадии сколиоза

Особенностью развития сколиоза у детей является его стремительное течение на фоне процесса роста, поэтому, самые «опасные» возрастные периоды — это 5-8 и 10-12 лет.

У девочек сколиоз бывает чаще, чем у мальчиков.

Прогноз и лечение зависят от глубины поражения и степени деформации ребер и позвоночного столба.

При сколиозе первой степени вертикальное отклонение всего 5 —10 градусов и визуально практически незаметно.

Организм сам пытается скорректировать изъян, подстраивая походку. В лежачем положении искривление восстанавливается. Нет никаких неприятных ощущений, поэтому первую степень легко пропустить.

На самом деле, в других частях тела уже происходят деформации:

Изгиб в районе лопаток приводит к тому, что одно плечо поднимается выше другого, а дуга в районе поясницы вызывает перекос тазовых костей, вследствие чего одна нога постепенно становится как бы короче другой.

При сколиозе второй степени описанные выше дефекты становятся визуально хорошо заметны. На рентгеновских снимках фиксируется отклонение позвоночника от центральной оси на 11-25 градусов.

С внешней стороны изгиба позвоночного столба ребра расходятся, а с внутренней — сжимаются. Кроме того, они начинают отклоняться и в горизонтальной плоскости из-за торсии (скручивания) позвонков.

Когда появляется реберный горб?

В результате трехмерной деформации спина в области лопаток начинает выпячиваться назад, появляется реберный горб, а над ним — мышечное уплотнение (валик). При 2 степени сколиоза горб отчетливо виден при наклоне вперед, а в положении стоя он менее заметен.

Медицине известны также редкие случаи, когда горб появляется не на спине, а спереди.

Будет ли горб прогрессировать, или остановит свой рост — напрямую зависит от дальнейшего развития сколиоза.

Консервативное лечение сколиоза у детей

Сколиоз у детей на 1 и 2 стадии можно исправить консервативными методами:

  • В ходе лечения устраняются причины (если их удалось установить) его возникновения.
  • Назначается комплекс процедур по укреплению мышечного корсета и восстановлению симметрии тела: лечебная гимнастика, плавание, рефлексо- и физиотерапия, массаж, ношение корсета.

Фигура растущего ребенка постоянно меняется, иногда сама природа приходит на помощь и безоперационные методы приносят результат.

Но бывает и наоборот, когда она стремительно прогрессирует…

Для сколиозов третьей и четвертой степени характерно усиление симптоматики, сколиотический угол увеличивается до 40-80 градусов, наблюдаются 2 или 3 сколиотические дуги, горб растет, становится хорошо виден, фигура уродливо перекошена, походка враскачку напоминает утиный шаг.

Помимо визуальных изменений, возникают боли.

Деформированные ребра давят на сердце, легкие, что может вызвать дыхательную и сердечно-сосудистую недостаточность.

Оперативное лечение сколиозов у детей – когда нужна операция?

При сколиозе 3 степени — как правило, а при 4 степени — в обязательном порядке назначается операция.

Операция направлена на то, чтобы восстановить вертикаль позвоночника, сохранив при этом его общую подвижность.

Для этого на деформированный участок крепится имплантат — специальная металлическая  конструкция, напоминающая пояс с винтами. Винты позволяют  зафиксировать каждый позвонок в нужном положении и позволяют хирургу выстроить позвоночный столб сориентировать его в нужном направлении и закрепить результат.

Если ребенок еще растет, применяются конструкции динамические, способные удлиняться вместе с растущим позвоночником.

По мере того, как исчезает искривление, уходит и сколиозный горб. Это происходит не сразу.

В косметических целях по истечении полугода возможно проведение операции по резекции сколиозного горба.

Мастерство хирурга

Само слово операция, пугает, приводит в отчаянье и ребенка и родителей.

Но эмоциональное восприятие ситуации меняется, когда приходит понимание, что операция, прежде всего — избавление он мучительного заболевания, которое калечит не только тело, но и жизнь ребенка.

Главное — найти хирурга, который способен грамотно выполнить свою работу и поверить в него.

Эффективность хирургического вмешательства зависит от двух факторов — качества имплантата и мастерства оперирующего врача. Врачи во всем мире используют принципиально единую схему проведения операций по исправлению позвоночных деформаций у детей.

Российская медицина не только использует мировой опыт лечения детских сколиозов, но и сама является поставщиком идей и новых технологий. Для того, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь, не обязательно ехать за рубеж.

Спинальный хирург, нейрохирург, профессор Виссарионов Сергей Валентинович 18 лет успешно делает операции по поводу сколиоза различной степени тяжести у детей.

Автор хирургических методик и разработчик оригинальных спинальных металлических конструкций, хирург- практик использует их в своей работе.

Профессор не только оперирует, он помогает детям преодолеть депрессию от собственной неполноценности и страх перед операцией.

Маленькие пациенты и их родители рука об руку с доктором проходят подготовительный этап и послеоперационный период.

Перенесшие операцию встают на ноги уже через 2 недели.

Многочисленные благодарственные отзывы пациентов и их родителей говорят сами за себя.

Источник: https://wissarionov.ru/krest-ortopedii-na-rebernom-gorbe

Консультация для родителей

Что такое гибус позвоночника

Цель: «Правильное физическое воспитание ребенка – фундамент общего развития человека».

Задачи:

  • Повысить педагогическую культуру родителей.
  • Познакомить с понятиями «осанка», «стопа» и научить родителей, как можно распознать эти нарушения.
  • Привлечь выполнять игровые задания с детьми дома для исправления осанки и плоскостопия.

Кажется, совсем недавно в нашу речь вошло слово – гипокинезия. Оно означает ограничение двигательной активности человека, характеризующееся уменьшением количества движений, качественным обеднением (т. е. малым усилием) и однообразием выполнения мышечных движений.

Виною тому бурный научно-технический прогресс, который приводит к значительному уменьшению или даже полному исчезновению тяжелой физической работы, длительных и значительных мышечных усилий.

Исследования свидетельствуют о том, что гипокинезия отрицательно влияет на скелетную мускулатуру, вызывая снижение ее силы и работоспособности, способствует возникновению у детей нарушений осанки, искривлений позвоночника, уплощения стоп и отставанию их моторного развития, т. е.

задержке развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. А длительное пребывание в однообразной позе на скамеечке либо на стульчике, нерегламентированное сидение у телевизора, вызывая статическую нагрузку на определенные группы мышц, приводит к их утомлению.

Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем.

При неправильной осанке особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание, (оно становится поверхностным), снижается жизненная емкость легких и подвижность грудной клетки.

Все это приводит к более частым заболеваниям дыхательных путей. (Рис. 1)

а                         б

Рис. 1
Положение внутренних органов при хорошей (а) и плохой (б) осанке.

Что же такое осанка и как распознать ее нарушение?

Под осанкой понимается привычное положение тела при сидении, стоянии и ходьбе. Особенности осанки определяются положением головы, пояса, верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением ног. Сохранение осанки обеспечивается за счет тонуса и тяжести человеческого тела.

Начинается она от вершины черепа и проходит через середины линий, соединяющих уши, суставы плеч, бедер, коленей и лодыжек. Подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи – прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь.

В этом положении спина сохраняет свои естественные мягкие изгибы, и все тело поддерживается суставами бедер и ног, стоящих слегка врозь с напряжением в пятках. (Рис. 2)

Рис. 2
Правильная осанка

Осанка у ребенка не бывает врожденной, она начинает формироваться, когда ребенок делает попытки садиться вставать и удерживать равновесие в этих положениях, а потом ходить, бегать и прыгать. Проходят годы, и только к совершеннолетию она закрепляется. (Рис. 3)

Формирование физиологических изгибов.

Определяют осанку в основном физиологические изгибы позвоночника и угол наклона таза. (Рис. 4)

     а                              б Рис. 4.

а – нарушение осанки; б – правильная осанка.

Дефекты осанки заключаются в изменении положения туловища, плечевого пояса, таза, головы и вызывают увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночного столба. (Рис. 5)

а                 б                      в                  г                      д

Рис. 5
Виды нарушений осанки при осмотре в сагиттальной плоскости: а) сутулая спина; б) круглая спина; в) плоская спина; г) плосковогнутая спина; д) кругловогнутая спина.

Рассмотрим примеры:

  • сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;
  • круглая спина – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза;
  • плоская спина – уплощение поясничного лордоза;
  • плосковогнутая спина – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены);
  • кругловогнутая спина – увеличение всех изгибов позвоночного столба, а также угла наклона таза.

При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выпячен. Ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены. При такой спине голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности истончены.

I                     II                      III                      IV

Рис. 6. Четыре степени сколиоза

  • асимметричная осанка – нарушение осанки во фронтальной плоскости;
  • сколиоз – дугообразное искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости и скручивание позвонков вокруг вертикальной оси;
  • гибус – реберный горб (реберное выпячивание).

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (лордозы); асимметричное положение плеч и др.

Родители должны знать признаки, характеризующие правильную осанку детей: голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.

При обследовании осанки нужно, чтобы ребенок стоял в обычной естественной позе, не напрягаясь, слегка расслабив мышц верхних конечностей и туловища. Осмотр ребенка проводится в трех положениях: спереди, сзади и с боку.


При осмотре спереди определяется форма ног (нормальная, О- и Х-образная), положение головы (правильное, наклон в сторону или вперед), шеи, равенство треугольников талии, контуры и уровень плеч (симметричные, развернутые, сведенные).

При осмотре грудной клетки отмечается ее симметричность и форма (нормальная, цилиндрическая, бочкообразная, плоская, впалая, узкая, «куриная» и асимметричная).

При осмотре сзади обращается внимание на положение плеч и лопаток (асимметрия надплечий, различное состояние углов лопаток), равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- и Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

При осмотре сбоку определяют смещение туловища кпереди от средней линии, форму живота, грудной клетки, спины, выступание лопаток, положение тазобедренных и коленных суставов.

Плохая осанка любого рода ведет к болям в верхней части спины и к быстро накапливающей усталости в плечах.

Если неправильная осанка сформировалась, то с помощью физических упражнений можно обеспечивать сжатия и растяжения, необходимые для полного восстановления функций позвоночника.

Очень эффективны подражательные упражнения (Презентация), особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой форме, например:

  • «Столбики».
  • «Оловянный солдатик».
  • «Марионетка».
  • «Змея» (сидя и лежа).
  • «Жираф».
  • «Мельница».
  • «Гуси шипят».
  • «Домик» (крыша).
  • «Кобра».
  • «Рыбка».
  • «Осьминог».
  • «Бабочка».
  • «Подъемный кран» и др.

Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Любое нарушение в области этого сустава может отрицательно повлиять на походку, осанку ребенка. Вот почему очень важно знать приемы и способы профилактики и устранения некоторых деформаций.

Физиологи доказали, что подошвы ног – одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. По мнению некоторых специалистов, ноги являются своеобразным распределительным щитом с 72 тысячами нервных окончаний. Щитом, через который можно подключиться к любой части тела – головному мозгу, легким и верхним дыхательным путям, печени и почкам, эндокринным железам и т. д. (Рис. 7)

Правая стопа

1. Голова, мозг, левая сторона.2. Лобные или гайморовы пазухи.3. Мозжечок, кора головного мозга.4. Гипофиз. 5. Тройничный нерв, висок справа. 6. Нос. 7. Затылок. 8. Правый глаз. 9. Правое ухо. 10. Правое плечо. 11.Трапецыевидная мышца справа.12. Щитовидная железа.13. Околощитовидные железы.14. Легкие, бронхи справа.15. Желудок.16. Двенадцатиперстная кишка.17. Поджелудочная железа. 18.Печень.

19. Желчный пузырь. 20. Солнечное сплетение. 21. Надпочечники справа. 22. Почка правая. 23. Мочевыводящие пути справа. 24. Мочевой пузырь. 26. Червеобразный отросток. 27. Подвздошная кишка. 28. Восходящая ободочная кишка. 29. Поперечная ободочная кишка. 35. Правое колено. 36. Половые железы, яичники справа. 38. Тазобедренный сустав справа. 39. Нервная система. 40. Коленный сустав. 41. Горло.

Левая стопа

1. Голова, мозг, левая сторона. 2. Лобные или гайморовы пазухи. 3. Мозжечок, ствол головного мозга. 4. Гипофиз. 5. Тройничный нерв, висок слева. 6. Нос. 7. Затылок. 8. Левый глаз. 9. Левое ухо.10. Левое плечо.11. Трапецевидная мышца справа.12. Щитовидная железа.13.

Околощитовидные железы. 14. Легкие, бронхи слева. 15. Желудок. 16. Двенадцатиперстная кишка. 17. Поджелудочная железа. 18. Печень. 19. Желчный пузырь. 20. Солнечное сплетение. 21. Надпочечники слева. 22. Почка левая. 23. Мочевыводящие пути слева. 24. Мочевой пузырь. 25.

Тонкая кишка. 29. Поперечная ободочная кишка. 30. Нисходящая ободочная кишка. 31. Прямая кишка. 32. Анальное отверстие. 33. Сердце.43. Селезенка. 44. Левое колено. 36. Половые железы, яичники слева. 38. Тазобедренный сустав слева. 39. Нервная система. 40. Коленный сустав.

41. Горло.

Рис.7
Правая стопа                          Левая стопа

Стопы – это очень тонко сбалансированный механизм. Почти все нарушения стопы являются результатом плоской обуви, которая не дает нам возможности действовать свободно и естественно, заставляя кости ног смещаться. Стопы ежедневно совершают больше работы, чем любая другая часть тела, и больше подвергаются травмам.

Плоская обувь, растяжение связок, постоянный контакт с жестким тротуаром все это приводит к смещению костей стопы и нарушению функции равновесия. Правильная походка это искусство сохранения равновесия на неустойчивых ногах. В первую очередь необходимо обращать внимание на правильную постановку стоп.

При ходьбе, стопа должна быть слегка развернута наружу, а при беге становишься более прямолинейно. Ноги нельзя чрезмерно расслаблять. Чтобы они потом не «волочились» по земле, а также не следует их все время напрягать. Плоская походка и плоская осанка ведут к нарушению свода стопы. Под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уплощении её свода.

То есть, это уменьшение свода стопы.

Форму стопы можно определить путем отпечатка при помощи плантографа. Для получения детских плантограмм можно использовать рамку или пяльцы с натянутой на них тканью и полиэтиленовую пленку. На ткань кистью или поролоновым тампоном наносят штемпельную краску, тушь или чернила, разведенные водой.

Лист бумаги или газеты подкладывается под тканевую поверхность (лучше льняную), и ребенок встает обеими носками сверху на полиэтиленовую пленку. Получается отпечаток. (Рис. 8)

Рис. 8.
Нормальная, уплощенная и плоская стопы.

За плоскостопие принимают частичное или полное опущение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп. Для определения формы стопы нужно провести две линии, исходящие из центра пятки к центру большого пальца и второму межпальцевому промежутку (между вторым и третьим пальцами).

Если внутренний край стопы расположен вне обеих линий, стопа нормальная, между линиями стопа умеренно уплощена (первая степень плоскостопия). Если линии расположены на стопе, стопа резко уплощена (плоская) (третья степень плоскостопия).

Для предупреждения плоскостопия в детском возрасте необходимо выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц и суставно-связочного аппарата стоп. А так же полезна ходьба босиком по неровной почве, по песку, маленьким камушкам, шишкам, пробкам и т. п.

Плоскостопие у детей нередкое явление. Оно опасно тем, что приводит к тяжелому расстройству здоровья и часто является причиной инвалидности. Поэтому, как и всякое заболевание, его легче предупредить, чем лечить.

Для общего укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде.

В теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры. Одним из методов предупреждения плоскостопия является включение в повседневную жизнь специальных коррекционных упражнений.

Индивидуальные коррекционные упражнения для детей 3-7 летнего возраста с уплощенными и плоскими сводами стоп.

  1. Сгибание пальцами стоп кусочков губчатой (пористой резины, камушков, палочек и т.д.), складывание их в одно место и разбрасывание.
  2. Расправление на полу пальцами стоп платочка, полотенца.
  3. Растягивание веревки, сшитой «конец в конец».
  4. Катание мяча «ежик» между подошвами стоп, сидя на полу с максимально разведенными коленями.
  5. Лежа на спине или сидя, захватить стопами мяч и бросить его партнеру.
  6. Ходьба «узким» шагом.
  7. Круговые движения стоп, сидя на краю стула, на диске здоровья, скамейке, ноги вытянуть, пятками упереться в пол, носки приподнять.
  8. Захватывание и приподнимание небольших предметов пальцами стоп (кубики, шишки, карандаши и т. п.).
  9. Езда на велосипеде.
  10. Толкание футбольного мяча по направлению к партнеру подошвой то левой, то правой стопой в положении стоя или сидя.
  11. «Мытье» ноги ногой.
  12. Ходьба и лазанье на четвереньках из различных исходных положений по горизонтальной и наклонно поставленной скамейке или лесенке для лазанья.
  13. Лазанье вверх и вниз, передвижение по перекладине, гимнастической лесенке.
  14. Прыжки на носках с разнообразными поворотами, приседаниями и полуприседаниями, прыжки через скакалку на месте и в движении и т.д. применяются как для групповых, так и для индивидуальных занятий.

21.12.2009

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561959/

Терапевт Архипов
Добавить комментарий